Экспертное заключение ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию” КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вид экспертизы – Специализированная правовая.
Период проведения экспертизы— Февраль – Март 2013 года, город Бишкек.
При проведении экспертизы взяты за основу положения Стандартов по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, утвержденных постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 января 2008 года N75-VI.
Инициаторы проекта закона – Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Никитенко Н. В., Мамытов Т. Б., Сасыкбаева А. А., Мамырова Б. А., Балтабаев Т. Б.,Исаков И. И., Калматов А. Б., Карамушкина И. Ю. и размещен на сайте www.kenesh.kg для общественного обсуждения.

Структура проекта закона: Состоит из 7 глав, 23 статей.
Объектом экспертизы являются положения проекта Закона Кыргызской Республики “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию”. Для проведения экспертизы была также представлена справка-обоснование законопроекта.
Законопроект регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, также положения проекта закона определяют сферу тех правоотношений, на которые действие проекта закона не распространяется, а именно:
1) оборота информационной продукции, содержащей научно-техническую, статистическую информацию;
2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена законодательством Кыргызской Республики о гарантиях и свободе доступа к информации;
3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
4) рекламы.

Цели и задачи проекта закона:

Целями проекта закона является:
 Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетним, путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию;
 Унификациями и гармонизация кыргызского законодательства с нормами международного права и законодательства зарубежных стран, углубление международного сотрудничества в данной сфере.

Задачами законопроекта является:
 Способствование оказания помощи родителям в воспитании детей, их защите от негативной информации;
 Создание необходимого как в любом цивилизованном обществе и правовом государстве комплекса законодательно установленных гарантий физической, духовной и информационной безопасности детей.

II СООТВЕТСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ЗАКОНА КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Законопроект не противоречит основам конституционного строя Кыргызской Республики.

Пункт 5 статьи 16 Конституции КР устанавливает«принцип обеспечения наилучших интересов ребенка», следовательно исходя из целей и задач проекта закона, делается вывод о соответствии положений законопроекта основному закону Кыргызской Республики, ввиду особой направленности правового регулирования законопроекта, а именно обеспечение охраны здоровья и развития детей, что и является путем реализации принципа наилучших интересов ребенка.

Основной закон страны, в статье 36 пункте 3 устанавливает «право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития». Полагаем, что предмет регулирования сферы правоотношений в проекте закона, полностью удовлетворяет требованиям о необходимом уровне развития ребенка.

III НЕ СООТВЕТСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ЗАКОНА КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Пункт 2 статьи 20 Конституции устанавливает «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям». Указанная конституционная норма, разрешает ограничение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией и законами в целях защиты охраны здоровья и нравственности населения, но при определенных обоснованных обстоятельствах.
К проекту Закона имеет отношение, только «цель защиты нравственности населения, и защита прав и свобод других лиц», так как предмет регулирования проекта закона напрямую относится к защите детей от внешних воздействий, причиняющих вред здоровью и развитию детей, которые могут повлечь за собой отрицательные последствия. В статье 13 проекта закона, содержится положение о дополнительных требованиях к распространению информации, а именно: «Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную п.1-5 ч. 1 ст. 5 проекта Закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещании с 6 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле-радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств», следовательно, вышеописанная норма законопроекта устанавливает прямой запрет на распространение, определенной категории информации для всех лиц, независимо от возрастной группы.

Это положение имеет прямой и однозначный механизм, ограничивающий право совершеннолетних лиц к информации, относящейся к теле и радиовещанию, доступ к просмотру или к прослушиванию которых осуществляется на бесплатной основе. Следовательно проект закона не соответствует конституционной норме «право свободно искать, получать и распространять информацию всякого рода и идеи».

Основной закон Кыргызской Республики, в статье 36, закрепляет норму об «Ответственности за обеспечение условий жизни, необходимых для развития, ребенка несут каждый из родителей или другие лица, воспитывающие ребенка в пределах своих способностей и финансовых возможностей». Отмечаем, что проект закона не содержит каких-либо норм (ссылочных либо бланкетных) о возможностях наступления ответственности родителей по обеспечению защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью или развитию.

Согласно статье 40 Конституции Кыргызской Республики, каждому лицу гарантируется реализация права «судебной защиты его прав и свобод, предусмотренных настоящей Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права». Исходя из положений проекта закона, делается вывод об отсутствии норм, позволяющих реализовать гарантированное конституционное право. В проекте закона не имеются ссылочные нормы на возможность обжалования решений, действий и бездействий «уполномоченного органа по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» и его должностных лиц, в судебном порядке.

Примечание: В проекте закона, содержатся процедуры, напрямую зависящие от деятельности «уполномоченного органа», которые достойны внимания, ввиду эксклюзивности их содержания:

 аккредитации экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы информационной продукции,
 экспертизы информационной продукции, по окончании которой дается экспертное заключение.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При анализе представленного проекта закона Кыргызской Республики «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью или развитию» на соответствие Конституции Кыргызской Республики, пришли к выводу, что указанный законопроект содержит возможности, позволяющие установить баланс между правом на свободу выражения мнения и права на защиту детей от вредной информации.

Отмечается, что положения проекта закона не в полной мере соответствуют в реализации конституционного права на свободный поиск, получение, хранение и использование информации любым способом, а также, гарантии реализации права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституция Кыргызской Республики, устанавливает, что вводимые ограничения прав и свобод должны быть соразмерными, то есть ограничение их должно преследовать исключительную одну цель: защита национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. На основании проведенной аналитической работы по даче оценки соответствия положений законопроекта основному закону страны, делается вывод об обоснованной соразмерности ограничения отдельных категорий прав и свобод, в обеспечение реализации принципа ”наилучших интересов ребенка”.

Общий вывод: В содержании проекта закона, имеются существенные недостатки, не устранение, которых может повлечь невозможность достижения целей и задач проекта закона, в связи с этим законопроект требует дополнительной доработки с учетом рекомендаций основанных на праве и практике.

Авторы: Якупбаева Фатима, Иманалиева Салтанат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 19 =