Экспертное заключение ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ, ОБЩЕПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И НОРМАМ ПРАВА

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вид экспертизы – Специализированная правовая.
Период проведения экспертизы – Март – Апрель – 2013 года, город Бишкек.
1.1. Объект
Объектом экспертизы являются положения проекта Закона Кыргызской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» (далее – проект Закона, законопроект). Для проведения экспертизы была также представлена справка-обоснование проекта Закона.
1.2. Предмет регулирования
Данный законопроект регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
1.3. Цели и задачи
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

Правовая рамка экспертизы
1) «Принципы международного права»
2) «Всеобщая декларация прав человека
3) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»
4) «Декларация прав ребенка»
5) Конвенция о правах ребенка»
6) «Международный пакт о гражданских и политических правах»
7) Декларация «Мир пригодный для жизни детей»
8) «Декларация о праве на развитие»

II СООТВЕТСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ЗАКОНА
МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ, ОБЩЕПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И НОРМАМ ПРАВА

1) Согласно п. 2 ст. 26 «Всеобщей декларации прав человека» «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществ. Таким образом, права ограничены законопроектом справедливо и соразмерно. Приветствуются положения законопроекта, ограничивающие распространения информации.
2) Согласно п. 1 ст. 12 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» «государства-участники Пакта признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Таким образом, рассматриваемый законопроект направлен на практическое осуществление п. 1 ст. 12 вышеуказанного Пакта. Таким образом, проект закона направлен на защиту физического и психического здоровья детей, что в полной мере соответствует п. 1 ст. 12 Пакта.
3) Согласно Принципу № 2 «Декларации прав ребенка» «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Это означает, что проект закона построен на основе Принципа № 2 вышеуказанной декларации. Приветствуются положения проекта закона направленные на создание «…благоприятных условий, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства».
4) Согласно п. 1 ст. 13 «Конвенции о правах ребенка» «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» однако п. 2 ст. 13 говорит: «Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения»

Проект закона ограничивает право на распространение информации обоснованно для «…охраны здоровья или нравственности населения».
5) Согласно ст. 17 «Конвенции о правах ребенка» «Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:
e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию». Данное положение подтверждает обоснованность тех ограничений в сфере оборота информации, которые приведены в законе.

6) Согласно п. 2 ст. 19 «Международного пакта о гражданских и политических правах» «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Однако, в п. 3 ст. 19 говорится: «это право может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»
Проект закона ограничивает право на распространение информации обоснованно для «…охраны здоровья или нравственности населения».

7) Согласно п. 1 разделу 1 Декларации «Мир пригодный для жизни детей»: «Дети — прежде всего. Во всей деятельности, касающейся детей, первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка», что и является основной целью рассматриваемого законопроект. Ограничение и запрещение видов информации, перечисленной в проекте закона, сделано в обеспечение интересов ребенка.

8) Согласно п. 19 раздела «Общая защита» Декларации «Мир пригодный для жизни детей» государства-участники обязуются: «Поощрять меры по защите детей от пропагандирующих насилие и вредных веб-сайтов, компьютерных программ и игр, которые оказывают негативное влияние на психическое развитие детей, учитывая при этом обязанности семьи, родителей, законных опекунов и людей, взявших на себя заботу о детях». В ст. 14 рассматриваемого законопроекта указывается, что положения законопроекта распространяются, в том числе и на сеть Интернет. Исходя из вышеуказанного, Проект закона является мерой по защите детей от пропагандирующих насилие и вредных веб-сайтов.

III НЕ СООТВЕТСТВИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ЗАКОНА МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ, ОБЩЕПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И НОРМАМ ПРАВА

1) Согласно пункту 3 ст. 2 «Международного пакта о гражданских и политических правах» каждое государство, ратифицировавшее данный Пакт обязуется:
а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве
b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Однако в рассматриваемом законопроекте не предусматривается возможность оспаривания экспертного заключения ни в вышестоящую инстанцию, ни в судебном порядке. Таким образом, можно сделать вывод, что данное положение проекта закона не соответствует пункту 3 ст. 2 «Международного пакта о гражданских и политических правах».

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всем мире придается большое значение защите малолетних детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического развития. Для обеспечения необходимой защиты родители и лица, на которых возложена забота о детях, должны иметь возможность получить информацию о том, может ли нанести вред доступная детям информация. Для этого во многих странах мира осуществляется классификация информационной продукции, при этом информационному продукту присваивается возрастная категория, которая может иметь изобразительную форму в виде символа, или цифрового знака возрастного ограничения, или иного классификационного признака.
В большинстве стран мира (Великобритания, Германия, Франция, иные государства Евросоюза, США, Австралия, Малайзия, Южная Африка) защита детей от противозаконной и вредной информации осуществляется уже более 20 лет. Жесткие правила, направленные на обеспечение защиты нравственности населения, включая детей, установлены в странах исламского мира, а также в Китае, Японии.
Нормы международного права допускают ограничение законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц (Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; Всеобщая декларация прав человека; Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека).
Под действие законопроекта подпадает любая информационная продукция, которая распространяется на территории Кыргызской Республики: продукция средств массовой информации, печатная продукция, компьютерные программы и т.д. Понятие “оборот информационной продукции” в соответствии с Законом толкуется широко – это предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, и сетей подвижной радиотелефонной связи. Закон ограничивает распространение информации, которая может причинить вред несовершеннолетним путем создания организационно-правовых механизмов защиты (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств в сети Интернет).
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется её производителем и (или) распространителем.
Устанавливаются требования экспертизы информационной продукции. Информационную продукцию перед выпуском в оборот необходимо будет оценивать на предмет того, может ли она повредить нравственному развитию ребенка. Такую оценку самостоятельно осуществляет производитель или распространитель информационной продукции.
В качестве одного из способов подобной оценки законпроект устанавливает возможность провести экспертизу информационной продукции. Заказчиком подобного исследования могут быть любые физические и юридические лица, а также органы государственной власти или местного самоуправления. По его итогам выносится экспертное заключение о том, содержится ли в данной продукции информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей. В случае если информационная продукция может повредить нравственному развитию ребенка, ее необходимо пометить специальным знаком информационной продукции.
Неприменение операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети “Интернет”), технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
За нарушение положений рассматриваемого Проекта закона в системе законодательства Кыргызской Республики не определена ответственность. Следовательно, после принятия данного законопроекта возникнет необходимость внесения дополнений, устанавливающих ответственность за нарушения положений принятого закона.

Авторы: Азимов Адилет, Джолдошев Данияр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + пятнадцать =