Экспертное заключение ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» ПРАВИЛАМ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА, ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НОРМЫ ПРАВА.

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вид экспертизы – Специализированная правовая.
Период проведения экспертизы – Март – Апрель – 2013 года, город Бишкек.
1. 1. Объект
Объектом экспертизы являются положения проекта Закона Кыргызской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» (далее – проект Закона, законопроект). Для проведения экспертизы была также представлена справка-обоснование проекта Закона.
1. 2. Предмет регулирования
Данный законопроект регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

1. 3. Цели и задачи

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное

Правовая рамка экспертизы

1) Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республике» от 20 июля 2009 года № 241;
2) Стандарты по проведению отдельных видов специализированных экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики (утверждены постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 января 2008 года № 75-IV);
3) Инструкция по законодательной технике (утверждена постановлением Жогорку Кенеша КР от 8 июня 2006 года N 1064-III).

ОБЩИЙ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

В целях оценки положений предлагаемого проекта проведен общий правовой анализ его соответствия правилам подготовки и оформления проекта закона, требованиям законодательной техники и логической структуры нормы права.

Рассматриваемый проект Закона Кыргызской Республики представляет собой нормативный правовой акт, а именно Закон, регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

1) Использование терминов и понятий.

Согласно части 3 ст. 11 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республике»:
Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При необходимости уточнения терминов и понятий, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.

Согласно п. 1.8. Инструкции по законодательной технике:

«Термины и понятия, используемые в тексте законопроекта, должны быть понятными и однозначными».

Например, в тексте используется общий термин и понятие: «уполномоченный государственный орган». Дополнительно применяется словосочетание «уполномоченные государственные органы» (ст. 20 проекта Закона), что дает возможность интерпретировать данное понятие двояко.

Другой пример. Так, термин «уполномоченный государственный орган в сфере защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью или развитию» недостаточно раскрыт и является обобщенным. Непонятно, данный орган уже существует и будет наделен дополнительными полномочиями или же это будет новый орган.

Другой пример. В тексте проекта Закона используется термин «бранные слова и выражения», который также не раскрыт. Рекомендуется раскрыть данный термин в ст. 2 проекта Закона.

Вывод:

Положения проекта Закона относительно данных терминов и понятий, используемых в тексте, не соответствуют части 3 ст. 11 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республике» и 1.8. Инструкции по законодательной технике.

Предложение:

Доработать проекта Закона в части терминов и понятий, используемых в тексте с учетом требований части 3 ст. 11 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республике» и 1.8. Инструкции по законодательной технике относительно их понятности и однозначности. При необходимости уточнить или разъяснить их значение в тексте.

2) Согласно пункту 1.11. Инструкции по законодательной технике (утверждена постановлением Жогорку Кенеша КР от 8 июня 2006 года N 1064-III):

«Если наименование ………… государственных органов (организаций), ……….. состоят из нескольких слов, то полное официальное название дается при первом упоминании в законодательном акте с указанием в круглых скобках сокращенного (условного) обозначения для использования в последующих положениях».

В проекте закона имеется пример, который не соответствует указанным требованиям.

Например, в тексте используется общий термин «уполномоченный государственный орган в сфере защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью или развитию», который упоминается в данной форме по всему тексту проекта Закона.

Вывод:

Порядок использования данного термина не соответствует требованиям пункту 1.11. Инструкции по законодательной технике.

Предложение:

Доработать проект Закона на соответствие его требованиям пункта 1.11. Инструкции по законодательной технике.

3) Согласно п. 1.2. Инструкции по законодательной технике:

«Законопроект должен быть внутренне согласованным, логично построенным и соответствовать законодательной технике».

Например, согласно п.2 ч. 2 ст. 5 проекта Закона, к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация «представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной».

Остается непонятным, почему сюда отнесено половое отношение между мужчиной и женщиной. Ведь возможны половые отношения между представителями лиц одного пола, которые исходя из логики закона, распространение которой, могут нанести вред здоровью или развитию детей определенных возрастных категорий.

Вывод:

Положение проекта закона относительно логичного построения не соответствует положениям Инструкции по законодательной технике.

Предложение:

Доработать проект Закона с учетом требований п.1.2. Инструкции по законодательной технике.

4) Согласно п. 2.29 Инструкции по законодательной технике:

«Каждая статья законопроекта должна содержать одно нормативное предписание. Два или несколько нормативных предписаний могут быть помещены в одну статью законопроекта, если одно нормативное предписание не может быть понятно полностью без другого».

В проекте закона имеется пример, который не соответствует указанным требованиям.

Например, ст. 5 проекта Закона имеет название «Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей». В содержании ч.1 данной статьи имеется исчерпывающий перечень информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Помимо этого, в ч. 2 данной статьи также перечислены виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Вывод:

Данная статья содержит 2 нормативных предписания, которые могут быть изложены в отдельных статьях и могут быть поняты отдельно друг от друга

Предложение:

Доработать проект Закона в части изложения частей ст. 5 проекта Закона в отдельных статьях.

Автор: Адилов Азамат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =