Экспертное заключение ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вид экспертизы – Специализированная правовая.
Период проведения экспертизы – Март – Апрель — 2013 года, город Бишкек.
1. 1. Объект
Объектом экспертизы являются положения проекта Закона Кыргызской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» (далее – проект Закона, законопроект). Для проведения экспертизы была также представлена справка-обоснование проекта Закона.
1. 2. Предмет регулирования
Данный законопроект регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
1. 3. Цели и задачи
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

Правовая рамка
1. Кодекс Кыргызской Республики о детях
2. Семейный Кодекс Кыргызской Республики
3. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики
4. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности
5. Закона Кыргызской Республики «О Средствах Массовой информации»
6. Закон Кыргызской Республики «О телерадиовещании»
7. Закон Кыргызской Республики «О гарантиях и свободе доступа к информации»

II СООТВЕТСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ЗАКОНА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В целях оценки положений предлагаемого проекта закона проведен общий правовой анализ его соответствия правовой системе Кыргызской Республики.
Первым в правовом анализе нормативно-правовых актов выступает кодифицированный закон – Кодекс Кыргызской Республики о детях.
Законопроект не противоречит основным принципам защиты прав ребенка, указанных в статье 1 Кодекса КР о детях а именно:
-признания первоочередности прав и интересов ребенка с целью обеспечения наилучших интересов ребенка;
-ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, их сотрудников, а также иных физических и юридических лиц за нарушение прав и интересов ребенка, причинение ему вреда;
-обеспечения каждого ребенка правом на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
В понятие «наилучшие интересы ребенка», заложены основные принципы, одним из которых является — обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить надлежащее развитие ребенка. Указанная правовая норма, представляет собой одну из основ института обязательства родителя о защите своих детей, в том числе защите от порочащей информации.
Государственная политика в сфере защиты детей, определяемая Кодексом КР о детях полностью соответствует проекту закона.
Кодекс КР о детях также упоминает, о «совершенствовании нормативно правовой базы сфере обеспечения прав и интересов детей» подобная формулировка, дает основание полагать о том, что законопроект является тем совершенствованием нормативно правовой базы в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Следующим кодифицированным законом, выступающим в правовом анализе на соответствие правовой системе, является — Семейный кодекс Кыргызской Республики.
Основными задачами семейного законодательства является укрепление института семьи, определения приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения должной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Цели и задачи проекта закона соответствует основным задачам Семейного кодекса КР.
Необходимо отметить, что именно в Семейном кодексе закреплены положения о правах и обязанностях родителей по воспитанию своих детей, заложены положения об осуществлении родительских прав и их соответствующей защиты.

Далее, следующим законом, подлежащему правовому анализу является Закон Кыргызской Республики — «О Средствах Массовой Информации» (далее по тексту Закон «О СМИ»).
В статье 23 закона «О СМИ», содержится исчерпывающий перечень информации, которая не подлежит публичному распространению в средствах массовой информации. При сравнительном анализе с проектом закона, наглядным фактом становится схожесть в категориях информации, упоминаемых в двух сравнительных нормативно-правовых актов. Именно:
в) пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;
е) распространение порнографии;
ж) употребление выражений, считающихся нецензурными;
к) обнародование заведомо ложной информации.

Отмечаем, что в законе «О СМИ» помимо упоминания о наступлении ответственности за нарушения указанного закона, также имеются нормы, указывающие на конкретные субъекты юридической ответственности.

Следующим законом, подлежащему правовому анализу является Закон Кыргызской Республики — «О телевидении и радиовещании»
Одним из принципов государственной политики в сфере телевидения и радиовещания является «недопустимость злоупотребления свободой деятельности телевизионных и радиовещательных организаций». Следовательно, указанная норма означает необходимое ограничение в трансляции отдельных категорий информации, которая запрещена в соответствии с законодательством.
Статья 13 проекта закона устанавливает дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством телерадиовещания, они заключаются в запрете трансляции программ и их видеосюжетов с 06:00 до 23:00 следующих видов информации:
1)побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2)способная вызвать у детей желание употребить
наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
4)отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
5)оправдывающая противоправное поведение;

Глава 5 статьи 40 закона о телевидении и радиовещании определяет понятие «защита общественной морали и обеспечение прав несовершеннолетних и юношества»
«При создании, подготовке и распространении телерадиопрограмм и передач телерадиоорганизации обязаны соблюдать требования законодательства Кыргызской Республики о защите общественной морали.
Телерадиоорганизациям запрещается распространять, а также анонсировать программы и передачи, которые могут повредить физическому, интеллектуальному и духовному развитию несовершеннолетних и юношества, кроме как в течение эфирного времени в суточном отрезке с 23.00 до 6.00.
Такие программы или передачи должны иметь специальное предупреждение и соответственно обозначаться в расписании программ телерадиоорганизаций и специально обозначаться непосредственно перед их трансляцией».

III НЕ СООТВЕТСТВИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ЗАКОНА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

При сравнительном анализе, проекта закона с кодексом о детях, в части упоминаний об уполномоченном органе, очевидным обстоятельством, становится неоднозначность содержащихся в тексте формулировок. В частности, в проекте закона в статье 4 устанавливается понятие и положение уполномоченного государственного органа. Следовательно, должен существовать один орган, в компетенцию, которого входит реализация норм проекта закона, но при сравнении с содержанием кодекса о детях, понятным фактом становится что, все полномочия, имеющиеся у «одного» уполномоченного органа (подразумевается проект закона) уже распределены между другими существующими государственными органами. За исключением, полномочия об «установлении порядка проведения экспертизы информационной продукции» указанная норма впервые встречается в законодательстве Кыргызской Республики.
Содержание Кодекса о детях уже определяет круг государственных органов в сфере обеспечения прав и интересов детей, ими являются Правительство, органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, суды, прокуратура и Акыйкатчы (Омбудсмен). У каждого из вышеуказанного государственного органа, имеется своя сфера компетенции и распределены полномочия, которыми они обладают.
В проекте закона отсутствуют положения об ответственности родителей, опекунов и попечителей по отношению доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В законодательстве Кыргызской Республики, существуют виды ответственности при совершении тех или иных противоправных деяний, относительно существования правовых норм в законах, регламентирующих виды ответственности, ими являются: Уголовный кодекс КР (статья 133 «Развратные действия», статья 156 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», статья 161 «Невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», статья 102 «Доведение до самоубийства» и другие), и Кодексом об административной ответственности КР (статья 65 «Неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего», статья 66-3 «Семейное насилие»).
Правовое положение «уполномоченного органа по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью», нуждается в соответствующем правовом закреплении. В проекте закона отсутствует положения, которые давали бы четкого представления об этом органе, указываются лишь его сфера компетенции. При всем этом, в проекте закона отсутствуют какие-либо нормы, указывающие на возможность обжалования действий или бездействий этого «уполномоченного органа» и их должностных лиц.
В заключении о несоответствиях положений проекта закона правовой системе Кыргызской Республики, стоит отметить и особую роль Закона Кыргызской Республики «О гарантиях и свободе доступа к информации». В нем устанавливаются гарантии для любого гражданина, реализовывать свое право «доступа к информации», а также что обязанности по обеспечению этого доступа возлагается на всех юридических лиц независимо от формы собственности. Однако как следуют из положений проекта закона, доступ к определенной категории информации будет ограничен для всех лиц с 06:00 до 23:00 и совершение этих действия не будет зависеть от возраста, уровня интеллектуального, духовного, нравственного развития, подобное действие дает основания полгать о явном ограничении права «на доступ к информации».

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» соответствует целям, задачам и предмету правовой системы, в сфере обеспечения наилучших интересов ребенка. Но отсутствует круг субъектов на, которых будет направлена ответственность за нарушение данного законопроекта, а также точно не определен соответствующий уполномоченный орган, который будет регулировать отношения связанные с оборотом информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. При сравнительном анализе проекта закона с другими нормативно-правовыми актами, также имеются дублирования норм с другими законами. Делается вывод о уже имеющихся правовых нормах в национальном законодательстве, которые своим содержанием, представляют категории информаций, которые, могут причинить вред здоровью и развитию ребенка. Следовательно, еще один закон, не сможет должным образом создать законодательные гарантии для осуществления духовного, нравственного развития ребенка, а только наоборот, может создать условия для неисполнения правовых норм, направленных на обеспечение наилучших интересов ребенка.
На основании вышеизложенного в данном заключении, экспертная группа, выделяет три основных аргумента, которые в достаточной степени противоречат правовой системе Кыргызской Республики, ими являются:
1) Отсутствие гарантий на судебную защиту. Содержанием законопроекта не предусмотрена процедура обжалования действий/бездействий «уполномоченного органа»;
2) Отсутствие определенного круга субъектов юридической ответственности, за нарушение положений проекта закона;
3) Целесообразное правовое закрепление компетенции уполномоченного органа.

Авторы: Якупбаева Фатима, Иманалиева Салтанат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + семь =