Рекомендация по улучшению деятельности Министерства финансов Кыргызской Республики

logoМинистерство финансов Кыргызской Республики являясь центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим координационное регулирование и исполнительно-распорядительные функции в бюджетной и финансовой сферах, имеет большой потенциал и возможности по повышению рейтинга Кыргызской Республики по прозрачности и доверия среди населения.
Как известно, согласно данным Международного бюджетного партнерства (МБП) Кыргызская Республика с индексом бюджетной прозрачности 20%, заняла 74 место в мировом рейтинге бюджетной прозрачности, среди 100 стран мира.

Своевременная публикация гражданского бюджета

Роль гражданского бюджета, безусловно, важна для общества, поскольку он представляет собой упрощенную версию проекта республиканского бюджета, с изложением основных показателей государственного бюджета, понятных каждому гражданину.
Однако параллельно с важностью и необходимостью этого документа, следует придерживаться и такого фактора, как своевременность публикации и доступность самого документа для населения страны.
Согласно стандартам МБП, гражданский бюджет должен быть представлен общественности в то же время, что и публикация проекта республиканского бюджета Правительством.

Таким образом, рекомендуем:
— публиковать гражданский бюджет одновременно с публикацией проекта республиканского бюджета;
— более широкое распространение публикуемого гражданского бюджета для населения по административно – территориальным единицам Республики;
— расширить информацию в обосновательной части бюджета по макроэкономическим прогнозам, где будет достаточная информация о вытекающих цифрах, обосновать документ по внутреннему и внешнему долгу, также включить краткий стратегический план развития.

Своевременная публикация годового отчета об исполнении республиканского бюджета

К сожалению Кыргызской Республикой пропущен срок публикации годового отчета, в связи с чем, в исследовании МБП он не засчитан, как открытый и прозрачный документ. Что отразилось на индексе прозрачности и открытости страны.
Рекомендуем, в последующие годы публиковать, в соответствии с бюджетным календарем, отчет об исполнении республиканского бюджета, который должен публиковаться не позднее 15 мая следующего года за отчетным и подвергаться аудиту со стороны Счетной палаты Кыргызской Республики.
Для повышения рейтинга Кыргызской Республики по открытости и прозрачности, а также для повышения доверия населения к государству.

Увеличение полноты информации и качества в бюджетных документах

Увеличение и полноты информации в программном бюджете министерства и ведомств.
Программный бюджет – это механизм реализации политики Правительства, при помощи которого цели Правительства переводятся в программы и меры по их достижению в различных секторах.
Общую цель можно разбить на четыре цели формирования структуры программы:
1. Планирование и распределение бюджета. Цель: Обеспечить связь между приоритетами, бюджетными ассигнованиями и расходными полномочиями;
2. Калькуляция программных расходов (костинг). Цель: Подвести адекватный базис под распределение расходов на производстве и оказание услуг и стандартизировать (там, где это уместно) костинг специфических разделов программы по разным видам расходов;
3. Менеджент. Цель: Создать в ведомстве управленческую ячейку, члены которой могли бы эффективно управлять финансовыми и иными ресурсами с целью скорейшего достижения поставленной правительством цели;
4. Ответственность. Цель: Установить пределы ответственности руководителя программы.

Следует обозначить общие положения программы по следующим критериям:

— Разработка годовых и среднесрочных целей с упором на функционирование программы и оказание услуг населению;
— Мониторинг расходов и управление денежным потоком;
— Распределение ассигнований на программу между подпрограммами;
— Консультации с главным финансистом ведомства по всем вопросам финансового менеджмента программы;
— Ответственность за достижение стратегических итогов, оказание услуг и позитивный вклад программы в прогресс ведомства;
— Ответственность за подготовку представления программы для правительства;
— Эффективный надзор за всеми министерствами, имеющими отношение к программе, и информирование – руководства ведомства о возникших проблемах;
— Подготовка отчетов программы в руководстве ведомства.

Увеличение полноты информации, предоставляемой в проекте республиканского бюджета, в особенности заостряя внимание на следующих аспектах:
— Расходы предыдущему фискальному году по административной, функциональной, экономической классификации и по программам;
— Реальные (фактические) расходы по административной, функциональной, экономической классификации и по программам предыдущих двух лет;
— Прогнозируемые расходы на минимум два последующих года;
— Информация о внебюджетных фондах, межбюджетных трансфертах, переводы государственным предприятиям и предприятиям с государственной долей, квазифискальной деятельности, условных и будущих обязательствах, финансовых и нефинансовых активах, налоговых льготах, материальные запасы.

Увеличение полноты информации, содержащейся в полугодовых отчетах об исполнении бюджета.Полугодовой отчет об исполнении бюджета должен давать информацию по реальным (фактическим) расходам и доходам с начала года по сегодняшний день по сравнению с планом в утвержденном бюджете, динамику изменения доходов и расходов с аналогичным периодом предыдущего года, а также информацию о кредитных ресурсах (таких, как процентные ставки по долгам, сроки погашения и выплат по долгам и валютные выражение долга).

В особенности хотим отметить о важности бюджетных документов, в которых следует подробно раскрывать следующие категории информации:

Экономические допущения, где содержаться отклонения от прогнозных экономических допущений, положенных в основу бюджетного процесса, составляют главный фактор фискального риска Правительства.
Все ключевые экономические допущения должны раскрываться в явном виде. Это относится и к прогнозу роста ВВП, составляющих роста ВВП, уровня занятости и безработицы, сальдо счета текущих операций, темпов инфляции и ставок процента.
Налоговые расходы. Расчетная величина ключевых налоговых расходов должна раскрываться в виде дополнительных сведений к бюджету. В той степени, в какой это целесообразно, анализ налоговых расходов по конкретным функциональным направлениям необходимо включать в обсуждение общих расходов по этим направлениям с целью «информационного обеспечения».
Финансовые обязательства и финансовые активы. Все финансовые обязательства и финансовые активы необходимо раскрывать в бюджете, полугодовом отчете и годовом отчете об исполнении республиканского бюджета. Ежемесячные мероприятия по заимствованию средств необходимо отражать в ежемесячных отчетах.
Финансовые активы необходимо классифицировать по основным их типам, включая наличные, рыночные ценные бумаги, инвестиции в предприятия и кредиты, предоставленные другим заемщикам. Инвестиции в предприятия следует перечислять отдельно. Кредиты другим заемщикам необходимо перечислять по основным категориям отражающим их природу, когда это возможно, следует раскрывать прошлые сведения о невыполнении кредитных обязательств.
В бюджете должны раскрываться расчеты чувствительности, показывающие как изменения процентных ставок в бюджетном документе, так и валютные курс, которые влияют на издержки финансирования.
Нефинансовые активы. Следует раскрывать сведения о нефинансовых активах, в том числе недвижимости и оборудования. Нефинансовые активы необходимо признавать в соответствии с бухгалтерским учетом и бюджетным процессом на основе принципа начислений
Условные обязательства. Все существенные условные обязательства, такие как правительственные гарантии кредитов, государственные программы страхования, а также юридические требования, должны показываться в бюджете, полугодовом отчете и отчете по результатам на конец года.

Информационные ресурсы министерства финансов
(www.minfin.kg)

Сайт www.minfin.kg являясь информационной площадкой Министерства финансов Кыргызской Республики, имеет цель качественного информирования населения о деятельности своего ведомства. Однако отмечаем, что техническая работа сайта часто становится затруднительной, по причине невозможности доступа к запрашиваемой интернет-странице.
В рамках принципов гласности и открытости деятельности государственных органов, рекомендуем ежедневно обновлять сайт, публиковать всю деятельность Министерства финансов Кыргызской Республики на протяжении всего бюджетного цикла, включая бюджетное послание, проект республиканского бюджета, месячный, полугодовой и годовой отчет об исполнении республиканского бюджета, отчет об аудите.
В портале «Открытый бюджет» по адресу www.budget.okmot.kg следует включить общую итоговую аналитику по расходной и доходной части денежных средств, где будет фигурироваться не только цифровые данные, но и аналитическая информация объясняющая суть всего движения республиканского бюджета.

Настоящая рекомендация была отправлена на имя министра финансов КР — Лавровой О.В. в сентябре 2013 года. Ответ на подготовленную рекомендацию был получен в срок, установленный Законом КР «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Авторы рекомендации:
Азимов Адилет и Тентимишова Клара

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + семнадцать =